В этом году я решил попробовать нестандартные методы для обучения: интенсивы, игры, и др.

Вашему вниманию представлена деловая ролевая игра “Оценка задач”, которая готовит проджект-менеджеров ко всем возможным ситуациям в процессе оценки. Рефлексия после каждого “раунда” помогает закрепить материал.

Концепция

Что такое “оценка” — это процесс демонстрации прОдуктом идеи для команды с подготовленными артефактами: прототип и описание как идея решает проблему пользователя. 

Для кого: для команд разработки, для проджектов.

Роли участников: 

  1. РО – продукт Оунер, рассказывает идею команде, отвечает на вопросы, хочет получить объективную оценку 
  1. ПМ – руководитель проекта – руководит процессом оценки  
  1. Аналитик – проводит поверхностный анализ задачи и варианты наложения на текущую архитектуру системы 
  1. Дизайнер – отвечает за визуальную реализацию, должен обращать внимание на прототипы, очень важно обсуждать с фронтендером возможные решения 
  1. Бэкендер – проектирует решение, должен полностью понять решение и что хочет продукт 
  1. Фронтендер – проектирует реализацию UI, должен ограничивать полет фантазии дизайнера 
  1. Тестировщик – оценивает объем тестирования, возможные риски решения и подводные камни 

Концепция игры:  

  1. Создание ситуации оценки задач продукта 
  1. Участники должны быть в неестественных ролях, разработчик должен получить другую роль, например аналитика или тестировщика 
  1. У каждой роли есть антипаттерны поведения, которые участник разыгрывает в ситуации 
  1. Задача участника с ролью руководителя проекта преодолеть все антипаттерны поведения, выдержать встречу в рамках и добиться результата 

Итоги игры: ПМ сделал все хорошо, если: 

  1. Встреча прошла структурно 
  1. Конфликты удалось погасить или избежать 
  1. Задача была декомпозирована и оценена 
  1. РП справился в антипаттернами поведения 
  1. Оценка задачи имеет обоснование на своё существование 
  1. Встреча прошла в заложенный тайминг

Процесс игры

Начинается сама игра:

  1. Ведущий рассказывает правила: 3 оценки, каждый будет в роли ПМа и в роле одного из участника оценки: аналитика, разработчика, тестировщика.
  2. Назначается первый ПМ, раздаются роли индивидуально остальным. Даются пояснения.
  3. Когда все готовы – объявляется старт первого раунда. И засекается таймер на 15 минут.
  4. Руководитель QA, он же играет роль Product Owner’a, запускает демонстрацию экрана с первой продуктовой задачей.
  5. Модерация встречи полностью переходит к играющему ПМу
  6. Оценка проходит согласно нашему процессу разработки
  7. Оценка заканчивается. Объявляется стоп-игра.
  8. Проджект-менеджер пытается угадать с кем он только что оценивал задачи
  9. Дальше рефлексия всех участников первой итерации.
  10. Повторяется для еще 2 сценариев.
  11. В конце рефлексия вообще по всей игре: начинает приглашенный на роль Product Owner’a, дальше остальные участники. В конце ведущий проговаривает важные нюансы и основные ошибки, которые были допущены. Обсуждается как их в дальнейшем не допускать и исправлять.

Как прошла игра

Игра была проведена между всеми проджект-менеджерами нашей компании, всего их трое. Был приглашен руководитель тестирования на роль Product owner’a. Я был ведущим, но при этом отыгрывал одну из ролей из списка, и следил за выполнением условий игры, подмечал моменты, которые нужно было вынести на обсуждение.

3 ситуации, при которых каждый проджект примерил на себя роль ПМа и провёл встречу по оценке задач, а также еще одну из ролей: аналитик, разработчик, тестировщик.

Так как нас было 5 человек, то мы сократили разработчиков до 1го и убрали дизайнера из возможных ролей. Если будете проводить на продуктовую команду, то нужно использовать весь набор.

Материалы к игре

Задача продуктовая задача 1
ПО нет специальных указаний, рассказывает о бизнес-задаче 
ПМ  
Аналитик Ему все понятно, оценка на один день. (не факт) слишком уверен в себе 
Разработчик Не закладывает риски, после уточнений увеличивает оценку 
Тестировщик Молчит, говорит, только когда к нему обращаются, не комментирует свою оценку 
Ситуация 1
Задача продуктовая задача 2 
ПО нет специальных указаний, рассказывает о бизнес-задаче 
ПМ  
Аналитик Задает вопросы по делу, комментарии не по делу, говорит долго пока не остановят 
Разработчик Хочет оценивать в часах, дает оценку только в часах 
Тестировщик Не нравятся идеи, не предлагает альтернатив 
Ситуация 2
Задача  продуктовая задача 3
ПО нет специальных указаний, рассказывает о бизнес-задаче 
ПМ  
Аналитик Предлагает много вариантов решения  
Разработчик Перезакладывается в оценке и после уточнений уменьшает оценку 
Тестировщик Придумывает слишком много проверок, даже нереальные, нужно много времени чтобы подумать 
Ситуация 3

Выводы после игры

  1. Всем понравилось
  2. Каждый испытал на себе разные роли, что позволило подойти к заданию творчески
  3. Прошло нескучно
  4. Много кейсов было решено правильно
  5. Во время рефлексии многие вспомнили похожие ситуации, а так же проанализировали во время игры, что не получилось.
  6. Были подсвечены проблемные места и что нельзя ПМам делать на такой встрече